ЦСТВ
Центр содействия трудоустройству выпускников
Существует ряд правил, определяющих философию поиска работы. Вот некоторые из них!
- Никто Вам ничего не должен, за получение работы нужно бороться.
2. Различие между везунчиком и неудачником определяется тем, как они сами ведут свои дела.
3. Чем больше времени Вы потратите на определение своих возможностей, тем выше Ваши шансы.
4. Не принимайте решений исходя только из того, что легко и доступно. Стремитесь к той работе, которую Вы больше всего хотите.
5. Чем больше людей знают, какую Вы хотите работу, тем лучше.
6. Работодатель стремится нанимать более успешного человека: преподнесите себя с наилучшей стороны.
7. Занимайтесь поиском нового места работы 40 и более часов в неделю.
8. Вы можете получить сотни отказов. Очередной отказ не должен выбивать Вас из колеи, рано или поздно Вы добьетесь успеха.
Поиск работы сам по себе является работой, и совсем не простой. Если вы прочтете объявление, сочтете его интересным для себя, и сумеете получить работу с первого же обращения, то это, скорее всего, можно объяснить везением. Нормально, если на десяток обращений соискатель работы получает лишь одно приглашение на интервью, а из десятка собеседований лишь одно предложение работы. Необходимо быть сразу же готовым к достаточно длительному поиску и высокой вероятности того, что на любой стадии процесса поиска работы можно встретить отказ.
Отечественные и зарубежные специалисты по HR-технологиям рекомендуют вести широкий поиск, использовать различные доступные методы поиска работы, одновременно, например:
- использование связей и знакомств (ряд компаний принимают преимущественно по рекомендациям тех или иных людей);
• постоянная работа с прессой, средства массовой информации, включая специальные разделы печатных изданий;
• самопрезентация работодателю (представление резюме),
• «звонок на удачу» в связи с разными поводами (другу-выпускнику прошлых лет, по объявлению в бегущей строке, знакомому знакомого и прочее);
• «сарафанное радио», например, полезная информация на вечеринке, при встрече знакомого и другое;
• объявления на столбах, реклама в транспорте, на улице.
Выпускнику, впервые ищущему работу, полезно знать о сравнительной эффективности применения различных способов поиска работы (по данным обобщенного социологического исследования в 17 субъектах Российской Федерации).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ ПОИСКА РАБОТЫ
Процент людей, | Метод поиска | Процент трудоустройства |
2,6 | Помещая объявления в местной печати | 1,8 |
3,9 | По объявлениям в профессиональных | 2,3 |
11,7 | По объявлениям в печати (но не местной) | 4,0 |
11,0 | Через частные фирмы по найму | 7,3 |
27,3 | Обращение к родным по поводу другой работы | 7,4 |
41,8 | Обращение к друзьям по поводу другой работы | 11,9 |
27,3 | Пытались организовать собственное дело | 18,1 |
28,4 | Обращение к родным по поводу работы с ними | 19,3 |
50,8 | Обращение к друзьям по поводу работы с ними | 22,1 |
45,9 | По объявлениям в местной печати | 23,9 |
30,0 | Непосредственное обращение к работодателю | 41,7 |
43,5 | Через государственную службу занятости | 58,4 |
Составьте личный план поиска работы, действуйте по нему, делайте необходимые записи в блокноте и пометки на печатных изданиях, выделяйте интересующие Вас варианты, обращайте внимание на «мелочи», которые могут при более тщательном изучении дать дополнительную ценную для Вас информацию.
В целях определения путей поиска работы можно обратиться к компетентным знакомым, специалистам, работающим в кадровых агентствах, в центрах занятости по месту жительства. Стремитесь расширять сферу поиска информации о вакансиях, в том числе с использованием Интернета.
В целях получения информации о вакансиях выпускник учебного заведения может использовать самые различные каналы и источники ее получения.
Департамент государственной службы занятости населения Республики Дагестан и государственные учреждения занятости населения Республики Дагестан (центры занятости) постоянно проводят работу по расширению информационного пространства посредством сотрудничества со средствами массовой информации (СМИ), газетами, радио, телевидением, информационными агентствами.
Сегодня служба занятости предлагает выпускникам обратиться за помощью в поиске работы на свои официальные Интернет-ресурсы: web-портал службы занятости населения Республики Дагестан и сайт Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (www.trudvsem.ru).
Информацию о вакансиях можно также получить непосредственно в информационных залах центров занятости Республики Дагестан, где оборудованы информационные стенды для посетителей; а также с использованием информационных электронных киосков для самостоятельного поиска вакансий и получения информации по вопросам занятости.
Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест организовываются центрами занятости с учетом интересов граждан различных категорий. Так, одними из наиболее востребованных являются специализированные ярмарки вакансий для молодежи и выпускников учебных заведений, в том числе ярмарки для выпускников начального и среднего профессионального образования.
В ходе данных мероприятий выпускники получают обширный объем информации по всем интересующим их вопросам в сфере занятости, имеют возможность непосредственного общения сразу с несколькими работодателями (их представителями).
Информация о проведении очередных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест размещается в средствах массовой информации, на web-портале службы занятости населения Республики Дагестан на стендах в информационных зонах центров занятости.
Кроме официальных Интернет-ресурсов службы занятости в целях получения информации о потребности работодателей в работниках можно прибегнуть к услугам различных кадровых агентств (список прилагается в приложении к лекции). Кадровые агентства занимаются целевым подбором персонала для предприятий и организаций. Информацию о вакансиях можно найти, как на их сайтах, так и узнать при личном обращении в данные организации. Вместе с тем, на информационном рекламном рынке при поиске работы могут встречаться посредники или представители криминального бизнеса, как правило, их предложения работы выглядят очень заманчиво, что и побуждает молодых людей к контакту с ними. Помните об этом, если возникает желание быстрой карьеры или высокого заработка!
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЗЮМЕ
Одно из самых эффективных средств самопрезентации на рынке труда – хорошая автобиография (резюме).
Резюме – это краткий вариант автобиографии. Это характеристика Вас как профессионала, специалиста в своей области.
Профессиональное резюме – есть визитная карточка, содержащая информацию о профессиональных достоинствах, квалификации и трудовой биографии.
Можно принести свое резюме на собеседование с работодателем, оно поможет ему быстрее сориентироваться в том, что за специалист перед ним. Можно приложить его к анкете для заочного ознакомления с Вами. Существует и почтовый вариант рассылки резюме по заинтересовавшему Вас объявлению. Ознакомившись с ним, работодатель может пригласить Вас на собеседование.
Существуют различные способы составления резюме, но в любом случае должны быть соблюдены следующие правила:
- Краткость (не более двух страниц машинописного текста).
2. Конкретность (не применяйте слишком общие фразы).
3. Активность (используйте энергичные глаголы, показывающие вашу активность, никогда не пишите “участвовал”, “оказывал помощь” и т.п. Это позволяет думать, что вы стояли в стороне, от случая к случаю оказывали разовые услуги).
4. Избирательность (не считайте, что чем больше дано разношерстной информации, тем лучше резюме; отбирайте информацию, исходя из его цели).
5. Аккуратность (отпечатано без ошибок и исправлений, четко, на хорошей бумаге).
6. Ориентация на достижение (чего хотите достигнуть в профессиональном плане).
В резюме должны быть отражены следующие моменты:
- Сведения личного характера
Каждое резюме должно начинаться с вашего имени и фамилии, точного адреса с почтовым индексом, по которому работодатель может выслать Вам ответ, и номера вашего телефона. Эта информация является обязательной. К необязательной информации относится информация о возрасте, семейном положении, иждивенцах, здоровье, гражданстве. Как правило, необязательную информацию следует включить лишь тогда, когда вы считаете, что она произведет благоприятное впечатление. Например, если у вас прекрасное здоровье, укажите это. Если нет, не упоминайте о нем.
- Цель
Здесь Вы должны описать, какую именно работу и какую должность вы хотите получить. Некоторые специалисты считают, что в резюме не следует упоминать, какую именно работу вы хотите получить, т.к. включение этой информации в резюме может сильно ограничить применимость вашего резюме. Если Вы не привязаны к одному-единственному варианту, не ограничивайте себя упоминаниями конкретного вида работы.
- Образование
В первую очередь внесите в список свое последнее образование. Например, если вы выпускник профессионального образовательного учреждения, необязательно упоминать среднюю школу. Перечислите все, что имеет отношение к вашей профессиональной подготовке. Укажите название учебных заведений, их местонахождение, время учебы, пройденный курс и достигнутый уровень. Перечислите все особые награды, стипендии, достижения (диплом с отличием) и т.д., но будьте избирательны и не растягивайте свой список. Если, помимо формального образования, Вы прошли какие-то курсы, имеющие отношение к искомой работе, также упомяните о них.
- Опыт работы
Выпускнику без опыта работы можно отразить характер временной работы, если он ее выполнял, подчеркнув при этом исполнительность, и хорошие отношения с коллегами. Можно указать место прохождения производственной практики, чего Вы достигли на рабочем месте, фамилию и телефон наставника.
- Дополнительна информация
Этот раздел, не являясь обязательным, может содержать сведения, подчеркивающие Ваши сильные стороны Иностранные языки. Укажите все языки, которыми владеете, и степень их знания.
Особые навыки
Здесь Вы можете указать ваши конкретные навыки, имеющие отношение к вашей профессии (например, программы и типы компьютеров, которыми вы владеете).
Публикации и те издания, в которых они вышли
Награды и стипендии. Отметьте все награды, грамоты, почетные дипломы, сертификаты, которые Вы имеете по данной специальности.
Непрофессиональная деятельность. В этом разделе можно указать вашу работу в различных общественных организациях, ваши интересы за пределами профессии.
Порядок, в котором были перечислены основные содержательные блоки резюме, наиболее применим при составлении традиционного, хронологического резюме.
В настоящее время все более широкое распространение находит функциональное резюме. Оно посвящено вашим умениям, преимущественно употребляемым в разных сферах, которые вы приобрели в ходе получения профессионального образования. Функциональное резюме, в отличие от хронологического, более удобно для тех, кто ищет работу впервые. При написании функционального резюме следует использовать глаголы, ориентированные на действие: управлять, оценивать, руководить, обрабатывать, заведовать, распределять, анализировать, регистрировать, консультировать, записывать, ухаживать, организовывать, классифицировать, вести счета, поручать, составлять бюджет, помогать, сообщать, компилировать, обучать, требовать, проектировать, систематизировать, прогнозировать, инициировать, обобщать.
Собеседование является основным методом оценки и отбора кадров.
На собеседование могут быть приглашены десятки людей, а на работу пригласят одного. Обычно это тот, кто лучше всех показал себя на собеседовании. Успех или неуспех при прохождении собеседования зависит как от ваших профессиональных качеств (образование, опыт, квалификация и. т.п.), так и от того, как вы проявили себя на собеседовании. Причем второе может иметь решающее значение, если, конечно, ваша профессиональная квалификация в целом соответствует требованиям работодателя.
Поэтому хорошая подготовка к собеседованию имеет особое значение для достижения успеха в поиске работы. Для того, чтобы правильно настроиться, следует внимательно изучить наиболее часто встречающиеся причины отказа в работе. Причины отказа приведены по порядку их значимости, указанной опрошенными предпринимателями. (приложение 2 к лекции). Следует обратить особое внимание на то, какое место в этом перечне занимают вопросы квалификации, и какое место – личностные факторы. В этом перечне приведены те рифы и подводные камни, которые угрожают соискателю на собеседовании. Подготовка к собеседованию включает, прежде всего, продумывание ответов на возможные вопросы. Нельзя определенно знать, что у Вас спросят, но можно повысить свои шансы, упражняясь в ответах на некоторые вопросы, начиная с наиболее вероятного вопроса-предложения “Расскажите о себе”.
Оцените и проанализируйте свои ответы. Надо суметь ответить на все вопросы без видимых затруднений, легко, естественно и достаточно кратко. Для того, чтобы оценить свои ответы со стороны, можно записать их на магнитофон, видеомагнитофон, проговорить близкому человеку и выслушать его отзыв.
Вопросы могут задаваться Вам в различной манере (стиле):
- вопросы-гипотезы: “Как, на ваш взгляд, вы повели бы себя в ситуации……… ”;
• вопросы о прошлой работе, т.к. это может явиться индикатором того,как вы себя проявите в будущем.
Прежде чем отвечать, постарайтесь понять, зачем задан вопрос, и решить, как можно в ответе подчеркнуть свои сильные стороны и чего говорить ни в коем случае нельзя. Не только для подготовки к собеседованию, но и непосредственно в ходе его Вы можете применить в качестве инструмента быстрого анализа формулу трех вопросов (Что? Почему? Как?) и использовать ее в качестве основы ответа.
Что спрашивается?
Сконцентрируйтесь на вопросе. Слушайте внимательно.
Почему об этом спрашивают?
Подумайте, что собеседник хочет узнать, поставьте себя на его место.
Как отвечать?
Продумайте линию своего ответа и придерживайтесь ее.
Будьте в ответе конкретны и лаконичны.
Помните, что прием на работу – двусторонний процесс. Вы ведь тоже делаете выбор в отношении вашей трудовой деятельности. Поэтому в ходе собеседования тоже задавайте вопросы (лучше заготовленные заранее). Сделайте все от Вас зависящее, чтобы создать впечатление о себе как о деловом человеке. Учтите, что работодатель примет во внимание и то, какие именно вопросы Вы задали, и то, насколько удачно Вы сумели выбрать момент для того или иного вопроса. Ограничьтесь 2-3 вопросами, задавать большее количество вопросов уместно в том случае, если вы видите явную заинтересованность работодателя.
Постарайтесь заранее как можно больше узнать о той организации, куда Вам предстоит идти на собеседование. Побеседуйте с человеком, работающим там или работавшим ранее, но учитывайте неизбежность субъективной окраски таких рассказов. Стандартные вопросы по поводу отпуска, льгот, детальной оплаты и т.п. лучше выяснить заранее. Если Вы будете выяснять это на собеседовании, то может создаться неблагоприятное впечатление о Вашей системе ценностей. Во время собеседования с Вашей стороны выигрышными будут функциональные вопросы: о содержании работы, о границах персональной ответственности, о перспективах повышения квалификации и т.п. (варианты ответов соискателя работы и вопросов к работодателю приведены в приложении 3 к лекции).
Не забудьте, заканчивая беседу, договориться о том, когда и как Вы узнаете о результатах (если Вам не сказали свое решение сразу). Желательно, чтобы инициатива оставалась за Вами: лучше договориться, что Вы будете звонить в назначенное Вам время, чем ожидать звонка. Также важно, чтобы Вы и Ваш партнер (работодатель) закончили встречу с ощущением, что все, что следовало сказать, сказано, и что Вы оба располагаете достаточно полными сведениями для принятия решения. Заканчивая собеседование, обязательно поблагодарите собеседника за беседу и проявленное внимание. Готовясь к собеседованию, не забудьте собрать все документы, подтверждающие Вашу квалификацию, образование, дополнительные умения и знания. Если это необходимо и возможно, захватите с собой образцы Ваших работ (изделия, эскизы, разработки и т.д.).
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРАВИЛА ОТВЕТОВ НА СОБЕСЕДОВАНИИ С РАБОТОДАТЕЛЕМ
- Расскажите немного о себе.
Стройте ответ, основываясь на данных вашего резюме. - Приходилось ли Вам заниматься подобной работой?
Назовите подобную или похожую работу, которую Вы выполняли. Расскажите о своих успехах и способностях, которые помогут Вам быстро втянуться в работу. - Почему вы хотите работать именно у нас?
Разъясните свой интерес к данной организации, специфике ее работы, тому или иному виду деятельности. Покажите, что Ваши способности, знания и умения смогут пригодиться в этой организации. - Почему вы ушли с предыдущей работы?
Найдите такие объяснения, которые не бросали бы на Вас тень. Избегайте негативных отзывов о своей последней работе, о коллегах и руководителе. - Чего бы Вы хотели достичь в ближайшее время?
Расскажите о своих намерениях, которые показали бы Ваше стремление к стабильности (строительство дома (дачи), семейные перспективные изменения и т.д.). Ваша задача – дать понять, что Вы человек стабильный и намерены закрепиться именно здесь. - На какую зарплату Вы рассчитываете?
Как можно дольше не называйте конкретную сумму, отделывайтесь общими фразами, типа: соответствующую моей квалификации, рабочему месту, штатному расписанию и т.п. Если Вы вынуждены назвать цифру, то называйте чуть выше средней.
Если сумму Вам оговорили и она не совсем та, на которую Вы рассчитывали, подумайте, чем Вы могли компенсировать низкую зарплату: возможно, это промежуточный вариант, утверждение себя как профессионала, рост карьеры, возможность получить дополнительную профессию и т.д. 7. Назовите несколько положительных качеств, которыми, на Ваш взгляд, Вы обладаете.
Перечислите свои положительные качества, склонности. Подчеркните в первую очередь те качества, которые полезны для данной работы.
- Какие черты Вашего характера Вы в себе хотели бы изменить?
Разъясните, например, что Вы не бесхарактерный человек, но в отношениях с окружающими Вам иногда мешает излишняя мягкость. Конечно, Вам хотелось бы быть более эмоционально устойчивым, а для этого необходимо соответствующее общение. - Расскажите, как Вы провели вчерашний день.
При ответе на такой вопрос целесообразно показать, что Вы не любите праздного, бесцельного времяпрепровождения. Если Вы непосредственно не занимались, в этот день, поиском работы, то, даже просматривая телепередачи и читая книги, Вы всегда преследуете цели избирательного поиска, той информации, которая может пригодиться в профессиональной деятельности. - К кому можно обратиться за отзывом о Вашей работе.
Отвечая на вопрос, уместно упомянуть тех руководителей или коллег, которые, по Вашему мнению, знают Вас с хорошей стороны. При этом не надо акцентировать внимание на Ваших успехах, пусть потенциальный работодатель узнает о них от других. - Какие у Вас есть любимые занятия помимо работы?
Среди любимых занятий целесообразно выделить те, которые каким-то образом связаны с профессионально личностными качествами предполагаемой работы. Например, Вы претендуете на место настройщика радиоаппаратуры тонкой регулировки. В этом случае Вы можете сказать, что одно их ваших увлечений – слушать по ночам эфир в коротковолновом диапазоне. - Какие вопросы есть у Вас?
Никогда не говорите, что у Вас нет вопросов. Постарайтесь задать такой вопрос, который свидетельствовал бы в Вашу пользу.
ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ НА СОБЕСЕДОВАНИИ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАДАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ
Функциональные вопросы
- Каковы будут мои функциональные обязанности (ответственность)?
- Если ли описание работы и должностные инструкции на специалиста?
- Как строятся отношения с другими структурными подразделениями?
- Возможно ли дальнейшее обучение, специализации?
- Каковы возможности для продвижения по службе?
- Какова значимость Вашего направления в деятельности всей организации?
- Перед кем и как отчитываться за проделанную работу?
- Какова общая система отчетности: вверх, вниз, в сторону – есть ли еще какие-нибудь зоны ответственности?
- Какова общая численность сотрудников (штат)?
- Какие товары (услуги) производятся, какие находятся в стадии разработки?
- Каково материально-техническое обеспечение того или иного вида выполняемых работ?
Социально-бытовые вопросы
- Существует ли медицинское страхование?
- Как реализуется право на отдых: отпуск, отгулы, дни отдыха?
- Каковы виды премий, порядок их выплат?
- Имеются ли какие-либо льготы?
- Возможно ли участие в покупке акций?
- Предлагаемая зарплата – где находится на установленной шкале заработной платы?
- Есть ли профсоюз, какие предусмотрены льготы?
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ТЕЛЕФОНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Личное общение, в том числе и по телефону, дает значительные преимущества, позволяя расположить к себе, заинтересовать собеседника, мгновенно прореагировать на его отношение к тому или иному моменту разговора, но эти преимущества требуют от Вас серьезных умений и определенных качеств: способности принимать быстрые решения, умения привлечь и удержать внимание собеседника. Разумеется, построение, тональность и продолжительность разговора несколько различны в зависимости от типа звонка. Основными типами звонков при поиске работы можно считать:
• звонок в ответ на объявление работодателя;
• звонок по рекомендации;
• инициативный звонок;
• звонок, следующий за письменным обращением.
Однако во всех этих случаях следует иметь в виду некоторые общие рекомендации:
- Перед звонком, если есть возможность, тщательно проверьте, как зовут Вашего собеседника, недопустимо ошибаться в произношении или ударении. Постарайтесь быстро перейти к цели своего звонка, это производит благоприятное впечатление.
- Необходимо тщательно подготовиться к телефонному звонку, продумать, что и как Вы собираетесь говорить, попытаться подготовить ответы на наиболее вероятные вопросы. Неплохо набросать план беседы: о чем и в каком порядке Вы хотели бы переговорить.
- Не забывайте, что разговор – диалог, а не монолог. Не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее разученный текст, а хуже всего, если Вы замечательно и гладко произносили заготовленный текст, а на простейший вопрос, заданный Вам собеседником, не в состоянии ответить.
- Ваша цель не только рассказать о себе, но и узнать о предполагаемой работе: чередуйте рассказ о себе с интересующими Вас вопросами. Очень полезно вставить в разговор информацию о данной организации, которой следует запастись заранее.
- Перед тем, как звонить, оденьтесь в привычном для Вас стиле, даже если Вы звоните из дома. Доказано, что внешний вид человека отражается на его внутреннем состоянии, собранности и т.п. На Ваш голос оказывает влияние и то, как Вы сидите, поэтому сядьте прямо, не облокачивайтесь.
- Не забывайте, что предмет разговора чисто деловой, не затягивайте разговор, крайне нежелательно утомить собеседника чрезмерной говорливостью.
- Телефон обеспечивает лишь ограниченную обратную связь: Вы не видите выражение лица собеседника, его жесты и мимику, поэтому, реагируя на его высказывание, старайтесь быть вежливыми и аккуратными, чтобы не попасть впросак.
- Готовясь к разговору и ведя разговор, четко представляйте его цель: получить приглашение на собеседование по поводу работы.
- Если вам не удалось добиться успеха с первой попытки, постарайтесь выяснить, можете ли Вы обратиться в другое время или к другому человеку. Будьте настойчивы, но при этом проявляйте вежливость и доброжелательность.
У многих людей возникают проблемы, связанные с неумением говорить по телефону. Основным средством решения таких проблем является приобретение опыта. Звоните, звоните и звоните!
Постановка цели звонка
Набрав номер телефона, вы не должны ожидать, что тот, кому звоните, скажет: “Спасибо за звонок. Приходите”. Вы должны понимать, что если Вам удастся получить вызов на собеседование (пусть даже отсроченный) или предложение перезвонить через некоторое время, то это можно считать удачей. Но для этого необходимо подготовиться к телефонному разговору. Таким образом, цель телефонного обращения – представить себя с лучшей стороны.
Запомните, Вы предлагаете, а не попрошайничаете!
Вы предлагаете свои услуги и их формулируете коротко и четко! Возможные тактики разговоров по телефону приведены в приложении 4 к лекции.
ТАКТИКА РАЗГОВОРА СОИСКАТЕЛЯ РАБОТЫ ПО ТЕЛЕФОНУ
- Звонить необходимо компетентным сотрудникам организации: руководителю предприятия, начальнику отдела кадров, руководителю отдела.
Телефонистке:
Соедините меня, пожалуйста, с………… (его/ее имя, отчество: должность).
Секретарю:
Я бы хотел поговорить с …………………………
По какому вопросу?
Договориться о личной встрече (собеседовании).
- Правильная тактика для достижения своей цели:
Приветствуйте его/ее Приветствие, имя, отчество
Представьтесь:
Квалификация, практика работы по специальности, способности, черты характера
Дайте понять, что организация (фирма) Вас интересует Ваша организация (фирма) мне известна ………………… ,
она интересует меня ………………… .
Скажите, чего Вы хотите:
Мне кажется, что я могу проявить себя в интересах организации (фирмы). Поэтому хотелось бы поговорить с Вами лично.
Цель:
Договориться о собеседовании.
- В случае ответа “Да”:
• договоритесь о дате (ближайшей) собеседования; • запишите назначенные дату и время собеседования; • быстро попрощайтесь и поблагодарите за контакт. - В случае ответа “нет времени” оставайтесь твердыми в намерениях и сами предложите возможную дату и время встречи.
В случае ответа “нет потребности” не прерывайте разговор, попробуйте еще раз, например: “И, тем не менее, я бы охотно с Вами поговорил. Вы хорошо осведомлены в данной отрасли и располагаете обширной информацией. Не могли бы Вы уделить мне немного времени для такого разговора, я владею интересной для Вас информацией”. Используйте его/ее как источник информации.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Между работником и работодателем возникают трудовые отношения, которые регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и возникают на основании трудового договора.
Содержанием трудовых отношений являются взаимные права и обязанности работника и работодателя.
В трудовом договоре обязательно должны быть оговорены следующие условия:
- место работы (с указанием структурного подразделения);
• дата начала работы;
• наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
• права и обязанности работника;
• права и обязанности работодателя;
• характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых и (или) опасных условиях труда;
• режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
• условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
• виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Условия трудового договора могут быть изменены в письменной форме только по соглашению работодателя и работника.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, второй хранится у работодателя.
Документы, необходимые при заключении трудового договора:
- паспорт;
• трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
• страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;
• документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• документ об образовании, о квалификации или о наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
При заключении трудового договора впервые, трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения). Требуйте, это в Ваших интересах!
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, коллективным договором.
Для лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности, испытание при приеме на работу не устанавливается.
При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Полезную для Вас, с юридической точки зрения, информацию о правовых отношениях с работодателем при трудоустройстве Вы можете найти в Интернете, например, на сайтах http://www.job.utmn.ru; start-capital.ru и других.
В современном обществе во всем мире наблюдается высокая динамика роста требований к профессиональным знаниям, умениям и компетенциям работников. Этот процесс связан в первую очередь с бурным развитием, особенно в последние годы, современных технологий. Возникающие при этом вызовы времени требуют от личности, общества и государства соответствующих мер, главным образом, в области профессионального образования и профессионального обучения населения трудоспособного возраста. Это говорит о том, что профессию или специальность нельзя получить на всю оставшуюся жизнь.
Спрос на квалификацию работников меняется и требует постоянного профессионального развития, самообразования, повышения квалификации или получения новой профессии. Вот почему выпускнику учебного заведения не следует пренебрегать вопросами получения новых знаний и умений в области внедрения современных технологий, инновационной деятельности предприятий того сектора экономики, в которой он начинает трудиться. Недооценка задачи непрерывного образования, рассматриваемого во всем мире как обучение в течение всей жизни человека, имеет свои негативные последствия, включая безработицу, вызванную либо переизбытком специалистов по ряду профессий, либо устаревшим набором знаний и умений для выполнения работы в новой (инновационной) технологической схеме.
Сказанное подтверждается следующими данными анализа профессионально-квалификационной структуры безработицы.
1) анализ профессионального состава безработных граждан за 2010 год показывает, что более 70% из них вынуждены менять профессию;
2) в структуре вакансий рабочих мест за последние годы снижается доля вакансий низкоквалифицированного труда (с 7% до 4%);
3) часть специалистов с инженерным образованием стали безработными в связи с тем, что их знания и умения устарели и не позволили быть востребованными на новом в модернизированном производстве;
Современному работнику необходимо ориентироваться в стратегии развития производства и рынка труда, заниматься самообразованием, использовать возможности переподготовки и повышения квалификации, тем самым обладать конкурентными преимуществами перед другими работниками.
Поэтому, полученное Вами профессиональное образование не заканчивается получением диплома, правильнее сказать, оно начинается вновь в реальных производственно-экономических условиях.
Каналами подготовки, переподготовки и повышения квалификации являются:
- за счет средств работодателя в собственных учебных центрах предприятий, корпоративных университетах, а также стажировки на современных предприятиях, за рубежом с последующей сертификацией;
• за счет средств работодателя в учебных заведениях всех форм собственности по программам дополнительного профессионального образования;
• за счет средств органов службы занятости, при условии признания гражданина безработным;
• за счет средств, направляемых на реализацию определенных проектов разными ведомствами;
• за счет собственных средств граждан, по договорам с образовательными организациями.
При выборе программы обучения на рынке образовательных услуг рекомендуется интересоваться ее структурой и содержанием, отзывами работодателей и мнением тех, кто прошел обучение. Современные образовательные программы – это модульные программы, обеспечивающие овладение набором новых умений и компетенций, необходимых для качественного выполнения работы.
При прохождении собеседования с работодателем выпускнику учебного заведения вполне целесообразно, наряду с представляемыми свидетельствами личных и профессиональных достижений, интересоваться условиями развития персонала организации, возможностями прохождения стажировок и повышения квалификации. Это обстоятельство, как правило, выступает дополнительным плюсом при принятии решения о приеме выпускника на работу.
АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Итак, Вы приступили к новой работе, но это еще не значит, что Вы на ней закрепились. Вы можете очень быстро потерять ее, если с самого начала произведете плохое впечатление.
Работодателю важно убедиться, как в способности работника выполнять работу, так и в его желании, в его готовности это делать. А это не одно и то же. Так вот, раз Вас взяли на работу, значит, Вас сочли способным выполнять требуемую работу. Теперь Ваша задача продемонстрировать свою готовность, свое желание работать. Очень важно сделать это сразу.
Первое время на новой работе (как правило, три-шесть месяцев) являются испытательным сроком, даже если это и не предусмотрено формально. За этот период формируется мнение о вас как о человеке и как о профессионале. Для того, чтобы успешно закрепиться на новой работе, добросовестное и профессионально грамотное выполнение своих должностных обязанностей является необходимым условием. Но если вы хотите, чтобы ваша новая работа стала ступенькой карьеры, то просто хорошей работы может оказаться недостаточно. Необходимо, чтобы вас заметили и особо выделили среди других сотрудников, следовательно, без проявления творчества здесь не обойтись.
И последнее. Какая бы форма трудовых отношений не была установлена между вами и работодателем, следует помнить, в условиях рыночной экономики необходимо быть психологически готовым к возможной смене рабочего места.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ПРИДЯ НА РАБОТУ?
Полностью готовых рецептов вы не получите ни от кого. Решать, что и с какими приоритетами делать, придется каждому самостоятельно.
Но существует ряд общепринятых приемов (советов), которые могут оказаться полезными в достижении успеха:
- Помните, что испытательного срока чаще всего оказывается вполне достаточно, чтобы продемонстрировать окружающим свои возможности и понять самому, отвечает ли выбранная работа минимальному (максимальному) количеству требований, которые вы к ней предъявляете. Минимум полгода потребуется для того, чтобы правильно сориентироваться, преждевременные поспешные решения могут привести к необратимым последствиям.
- Вы пришли в новой коллектив и, если это не вновь создаваемое предприятие, то там уже существуют выработанный стиль взаимоотношений, т.е. нормы поведения. Непонимание или нежелание следовать им является основной причиной “отторжения” такого сотрудника коллективом. Ваша задача – вписаться в коллектив, стать в нем своим. Не привлекайте к себе чрезмерного внимания с самого начала. Начинайте спокойно, но не будьте слишком пассивны: под лежащий камень вода не течет.
- Первое время будьте готовы к тому, что внимание к вам будет повышенным, поэтому народная мудрость “по одежде встречают” здесь как раз к месту. Целесообразнее всего в первое время не выделяться ни в худшую, ни в лучшую сторону. Это относится и к манере держать себя.
- Уделяйте внимание окружающим, т.к. установление хороших взаимоотношений ничуть не менее важно, чем качество вашей работы. Соблюдайте субординацию согласно своему месту в иерархической структуре. Для всякого общения выбирайте подходящий тон, время и место (для того, чтобы научиться этому, понаблюдайте за коллегами). Старайтесь не участвовать в конфликте.
- Изучите организационную структуру, познакомьтесь с основными подразделениями и нужными людьми. Попробуйте разобраться, как и кем принимаются решения.
- Следует четко знать цели и задачи вашего подразделения и вашего начальника. Старайтесь все делать с учетом этих целей. Пытаться изменить сложившийся порядок вещей можно только после того, как полностью в нем разберетесь.
- Не стесняйтесь обращаться за советом. Вспомним мысль Н. Макиавелли о том, что мы любим не того, кто облагодетельствовал нас, а того, кого облагодетельствовали мы сами. Предоставляя людям не затруднительную для них возможность помочь вам, вы завоевываете их симпатии.
- Не забывайте старую, но вечную, как мир, мудрость: “Ничто не ценится так дорого и не дается так легко, как вежливость”. При этом стоит различать дежурную вежливость и вежливость, идущую от души. Искренность расположения к людям, непритворный интерес, доброта, отзывчивость – безотказное средство завоевать расположение. Затраченные вами качества окупаются сторицей и имеют огромную притягательную силу.
- Есть очень надежный и многократно проверенный путь для новичка: постарайтесь найти себе неформального наставника и с его помощью решайте возникающие задачи.
Вам уже дано немало советов о том, как поступать в той или иной ситуации. Давайте для разнообразия попробуем посмотреть с обратной стороны: как не надо поступать, что может помешать Вам закрепиться на новой работе. Если вы предполагаете, что страдаете одним из вышеперечисленных недостатков, то никогда не поздно избавиться от него. Главное – понять, чего Вы хотите, и принимать адекватное ситуации решение.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОМЕХИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
- Неумение управлять собой.
- Отсутствие ценностных ориентаций.
- Смутные личные цели.
- Нежелание заниматься саморазвитием.
- Недостаточность навыка в решении проблем.
- Слабое творческое мышление.
- Неумение влиять на людей.
- Недостаточное понимание труда коллег.
- Плохие организаторские способности.
- Низкая способность к обучению.
- Трудности вхождения в коллектив.
И в заключение:
как бы ни было тяжело адаптироваться на рабочем месте, какие бы препятствия вам ни пришлось преодолевать, помните, если работа соответствует вашим склонностям, профессиональным навыкам и умениям, преодоление трудностей – это временное явление, все ваши последующие профессиональные успехи зависят только от вас. И пусть вашим девизом на это время станет фраза: “ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ”.
Граждане, обратившиеся в государственные учреждения занятости населения Республики Дагестан (центры занятости) с целью поиска подходящей работы, в том числе выпускники образовательных учреждений профессионального образования, могут получить государственные услуги:
- содействия гражданам в поиске подходящей работы;
• информирование о положении на рынке труда Республики Дагестан, а также по профессиональной ориентации, психологической поддержке, социальной адаптации на рынке труда, профессиональному обучению.
Выпускники учебных заведений, впервые ищущие работу, имеют возможность участия в мероприятиях программ содействия занятости населения, о чем будет сказано ниже.
Информацию о положении на рынке труда и перечень имеющихся в базе данных центра занятости вакансий может получить любой обратившийся гражданин.
Для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы гражданин должен быть зарегистрирован в центре занятости по месту жительства с предоставлением следующих документов:
- заявления-анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, заявление-анкета заверяется личной подписью гражданина; • паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
- трудовой книжки или документа, ее заменяющего (дополнительно для подтверждения опыта работы по профессии (специальности) граждане могут представить трудовые договоры, служебные контракты, договоры гражданско-правового характера);
- документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию гражданина, выпускники, впервые ищущие работу, представляют документ об образовании;
• справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, кроме граждан, в том числе выпускников, впервые ищущих работу;
• индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой в установленном порядке, если гражданин является инвалидом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уважаемые выпускники!
Представленная информация является базовой для понимания сложности процессов, происходящих на региональном рынке труда и возможностях Вашей трудовой занятости в ближайшее время и в перспективе.
Изменения в экономике Республики Дагестан актуализируют проблему спроса на рабочую силу и ее предложение. В этих условиях каждому из Вас необходимо ответственно подходить к поиску работы. Разработка или своевременная корректировка собственного плана действий по поиску работы должна позволить иметь ряд навигационных маршрутов на пути к работе. Нельзя откладывать поиск работы «на потом», «после диплома», так как время поиска работы может затянуться, а это приводит к потере конкурентоспособности в связи с утратой определенных умений и навыков работы по полученной специальности.
Выпускнику необходимо помнить, что оптимальный вариант трудоустройства означает сочетание возможностей и интересов соискателя работы и интересов нанимателя (работодателя). Обретение необходимого опыта работы в период начала самостоятельной трудовой деятельности укрепляет Ваши шансы на рынке труда, а положительный имидж о Вас как растущем профессионале дает основания для роста профессиональной карьеры. Ваше трудоустройство в рамках установленных законодательством требований при приеме на работу гарантирует социально-правовую защиту и предупреждает от «поползновений» тех работодателей, которые пренебрегают правами наемных работников.
Вам, как потенциальным субъектам трудовых отношений, следует, также, помнить о том, что в условиях динамики мирового социально-экономического развития, конкуренции за производство и сбыт продукции, требования к персоналу организаций непрерывно меняются. Эти и иные обстоятельства обуславливают важность вопроса обновления состава знаний, умений и компетенций работника, а также своевременного изменения или повышения его квалификационного уровня. Образование через всю жизнь гарантирует профессиональную успешность человека, даже если происходит утрата прежней работы.
В завершении еще раз необходимо подчеркнуть, что Ваш успешный трудовой старт во многом зависит от Вас самих, прежде всего в стремлении достигать собственными усилиями желаемого или оптимального, в имеющейся ситуации, результата!
Причины отказа в приеме на работу (приведены по порядку их значимости, указанной опрошенными предпринимателями)
- Внешний вид
2. Манера всезнайки
3. Неумение говорить, слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки
4. Отсутствие интереса и энтузиазма
5. Отсутствие профессиональных планов (четких целей и задач)
6. Недостаток искренности и уравновешенности
7. Цинизм
8. Невозможность участия в делах помимо обусловленного графика
9. Проявление заинтересованности только в более высокой зарплате
10. Плохая успеваемость во время учебы
11. Нежелание отправляться туда, куда потребуется
12. Отсутствие тактаv 13. Неопределенные и уклончивые ответы на вопросы
14. Невежливость
15. Некорректные отзывы о предыдущих работодателях
16. Недостаточное умение ориентироваться в обществе
17. Выраженное нежелание учиться
18. Недостаточная живость
19. Нежелание прямо смотреть в глаза собеседнику
20. Вялое “рыбье” рукопожатие
21. Несчастная семейная жизнь
22. Отсутствие целеустремленности
23. Отсутствие чувства юмора
24. Желание получить работу на короткое времяv 25. Мало знаний по специальности
26. Слабый интерес к работе в целом и к своему направлению в частности
27. Отсутствие самостоятельности
28. Леность
29. Подчеркивание своих связей и знакомств
30. Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы
31. Нежелание начать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро
32. Неспособность воспринимать критику
33. Неумение ценить время
34. Отсутствие интереса к общественной деятельностиv 35. Узость интересов
36. Опоздание на встречи без уважительных причин
37. Отсутствие знаний о предприятии, работодателеv 38. Повышенная агрессивность
39. Недостаточная зрелость
40. Бездельничанье во время отпуска, приоритет “пляжных” удовольствий
41. Нерешительность
42. Трения с родителями
КОЛЛЕДЖ
- Сведения об образовательной организации
- Отделения
- Профсоюз
- Воспитательная работа
- Нормативно-правовые документы
- Противодействие идеологии терроризма
ОБРАЗОВАНИЕ
- Образовательные стандарты
- Образовательные программы
- Электронные образовательные ресурсы
АБИТУРИЕНТУ
СТУДЕНТУ
- Распорядок дня
- Расписание занятий, кружков и дополнительных занятий
- Расписание для студентов ОЗО
- График открытых уроков на 2023/2024
- График ВКР и ДЭ
МАСТЕРСКИЕ
- Создание мастерских в рамках нацпроекта «Образование»
- Создание мастерских в рамках нацпроекта «Образование»
- Мастерская по компетенции “Веб-дизайн и разработка”
- Мастерская по компетенции “Разработка мобильных приложений”
- Мастерская по компетенции “Разработка мобильных приложений”
- Мастерская по компетенции “Информационные кабельные сети”
- Мастерская по компетенции “Эксплуатация кабельных линий электропередач”