КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РАБОТНИКА НА РЫНКЕ ТРУДА

18.12.2015 0 By

В современном обществе во всем мире наблюдается высокая динамика роста требований к профессиональным знаниям, умениям и компетенциям работников. Этот процесс связан в первую очередь с бурным развитием, особенно в последние годы, современных технологий. Возникающие при этом вызовы времени требуют от личности, общества и государства соответствующих мер, главным образом, в области профессионального образования и профессионального обучения населения трудоспособного возраста. Это говорит о том, что профессию или специальность нельзя получить на всю оставшуюся жизнь.

Спрос на квалификацию работников меняется и требует постоянного профессионального развития, самообразования, повышения квалификации или получения новой профессии. Вот почему выпускнику учебного заведения не следует пренебрегать вопросами получения новых знаний и умений в области внедрения современных технологий, инновационной деятельности предприятий того сектора экономики, в которой он начинает трудиться. Недооценка задачи непрерывного образования, рассматриваемого во всем мире как обучение в течение всей жизни человека, имеет свои негативные последствия, включая безработицу, вызванную либо переизбытком специалистов по ряду профессий, либо устаревшим набором знаний и умений для выполнения работы в новой (инновационной) технологической схеме.

Сказанное подтверждается следующими данными анализа профессионально-квалификационной структуры безработицы.
1) анализ профессионального состава безработных граждан за 2010 год показывает, что более 70% из них вынуждены менять профессию;
2) в структуре вакансий рабочих мест за последние годы снижается доля вакансий низкоквалифицированного труда (с 7% до 4%);
3) часть специалистов с инженерным образованием стали безработными в связи с тем, что их знания и умения устарели и не позволили быть востребованными на новом в модернизированном производстве;

Современному работнику необходимо ориентироваться в стратегии развития производства и рынка труда, заниматься самообразованием, использовать возможности переподготовки и повышения квалификации, тем самым обладать конкурентными преимуществами перед другими работниками.

Поэтому, полученное Вами профессиональное образование не заканчивается получением диплома, правильнее сказать, оно начинается вновь в реальных производственно-экономических условиях.

Каналами подготовки, переподготовки и повышения квалификации являются:

  • за счет средств работодателя в собственных учебных центрах предприятий, корпоративных университетах, а также стажировки на современных предприятиях, за рубежом с последующей сертификацией;
    • за счет средств работодателя в учебных заведениях всех форм собственности по программам дополнительного профессионального образования;
    • за счет средств органов службы занятости, при условии признания гражданина безработным;
    • за счет средств, направляемых на реализацию определенных проектов разными ведомствами;
    • за счет собственных средств граждан, по договорам с образовательными организациями.

При выборе программы обучения на рынке образовательных услуг рекомендуется интересоваться ее структурой и содержанием, отзывами работодателей и мнением тех, кто прошел обучение. Современные образовательные программы – это модульные программы, обеспечивающие овладение набором новых умений и компетенций, необходимых для качественного выполнения работы.

При прохождении собеседования с работодателем выпускнику учебного заведения вполне целесообразно, наряду с представляемыми свидетельствами личных и профессиональных достижений, интересоваться условиями развития персонала организации, возможностями прохождения стажировок и повышения квалификации. Это обстоятельство, как правило, выступает дополнительным плюсом при принятии решения о приеме выпускника на работу.

АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

 

Итак, Вы приступили к новой работе, но это еще не значит, что Вы на ней закрепились. Вы можете очень быстро потерять ее, если с самого начала произведете плохое впечатление.

Работодателю важно убедиться, как в способности работника выполнять работу, так и в его желании, в его готовности это делать. А это не одно и то же. Так вот, раз Вас взяли на работу, значит, Вас сочли способным выполнять требуемую работу. Теперь Ваша задача продемонстрировать свою готовность, свое желание работать. Очень важно сделать это сразу.

Первое время на новой работе (как правило, три-шесть месяцев) являются испытательным сроком, даже если это и не предусмотрено формально. За этот период формируется мнение о вас как о человеке и как о профессионале. Для того, чтобы успешно закрепиться на новой работе, добросовестное и профессионально грамотное выполнение своих должностных обязанностей является необходимым условием. Но если вы хотите, чтобы ваша новая работа стала ступенькой карьеры, то просто хорошей работы может оказаться недостаточно. Необходимо, чтобы вас заметили и особо выделили среди других сотрудников, следовательно, без проявления творчества здесь не обойтись.

И последнее. Какая бы форма трудовых отношений не была установлена между вами и работодателем, следует помнить, в условиях рыночной экономики необходимо быть психологически готовым к возможной смене рабочего места.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ПРИДЯ НА РАБОТУ?

 

Полностью готовых рецептов вы не получите ни от кого. Решать, что и с какими приоритетами делать, придется каждому самостоятельно.

Но существует ряд общепринятых приемов (советов), которые могут оказаться полезными в достижении успеха:

  • Помните, что испытательного срока чаще всего оказывается вполне достаточно, чтобы продемонстрировать окружающим свои возможности и понять самому, отвечает ли выбранная работа минимальному (максимальному) количеству требований, которые вы к ней предъявляете. Минимум полгода потребуется для того, чтобы правильно сориентироваться, преждевременные поспешные решения могут привести к необратимым последствиям.
  • Вы пришли в новой коллектив и, если это не вновь создаваемое предприятие, то там уже существуют выработанный стиль взаимоотношений, т.е. нормы поведения. Непонимание или нежелание следовать им является основной причиной “отторжения” такого сотрудника коллективом. Ваша задача – вписаться в коллектив, стать в нем своим. Не привлекайте к себе чрезмерного внимания с самого начала. Начинайте спокойно, но не будьте слишком пассивны: под лежащий камень вода не течет.
  • Первое время будьте готовы к тому, что внимание к вам будет повышенным, поэтому народная мудрость “по одежде встречают” здесь как раз к месту. Целесообразнее всего в первое время не выделяться ни в худшую, ни в лучшую сторону. Это относится и к манере держать себя.
  • Уделяйте внимание окружающим, т.к. установление хороших взаимоотношений ничуть не менее важно, чем качество вашей работы. Соблюдайте субординацию согласно своему месту в иерархической структуре. Для всякого общения выбирайте подходящий тон, время и место (для того, чтобы научиться этому, понаблюдайте за коллегами). Старайтесь не участвовать в конфликте.
  • Изучите организационную структуру, познакомьтесь с основными подразделениями и нужными людьми. Попробуйте разобраться, как и кем принимаются решения.
  • Следует четко знать цели и задачи вашего подразделения и вашего начальника. Старайтесь все делать с учетом этих целей. Пытаться изменить сложившийся порядок вещей можно только после того, как полностью в нем разберетесь.
  • Не стесняйтесь обращаться за советом. Вспомним мысль Н. Макиавелли о том, что мы любим не того, кто облагодетельствовал нас, а того, кого облагодетельствовали мы сами. Предоставляя людям не затруднительную для них возможность помочь вам, вы завоевываете их симпатии.
  • Не забывайте старую, но вечную, как мир, мудрость: “Ничто не ценится так дорого и не дается так легко, как вежливость”. При этом стоит различать дежурную вежливость и вежливость, идущую от души. Искренность расположения к людям, непритворный интерес, доброта, отзывчивость – безотказное средство завоевать расположение. Затраченные вами качества окупаются сторицей и имеют огромную притягательную силу.
  • Есть очень надежный и многократно проверенный путь для новичка: постарайтесь найти себе неформального наставника и с его помощью решайте возникающие задачи.

Вам уже дано немало советов о том, как поступать в той или иной ситуации. Давайте для разнообразия попробуем посмотреть с обратной стороны: как не надо поступать, что может помешать Вам закрепиться на новой работе. Если вы предполагаете, что страдаете одним из вышеперечисленных недостатков, то никогда не поздно избавиться от него. Главное – понять, чего Вы хотите, и принимать адекватное ситуации решение.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОМЕХИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

 

  • Неумение управлять собой.
  • Отсутствие ценностных ориентаций.
  • Смутные личные цели.
  • Нежелание заниматься саморазвитием.
  • Недостаточность навыка в решении проблем.
  • Слабое творческое мышление.
  • Неумение влиять на людей.
  • Недостаточное понимание труда коллег.
  • Плохие организаторские способности.
  • Низкая способность к обучению.
  • Трудности вхождения в коллектив.

И в заключение:

как бы ни было тяжело адаптироваться на рабочем месте, какие бы препятствия вам ни пришлось преодолевать, помните, если работа соответствует вашим склонностям, профессиональным навыкам и умениям, преодоление трудностей – это временное явление, все ваши последующие профессиональные успехи зависят только от вас. И пусть вашим девизом на это время станет фраза: “ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ”.