О работе кураторов. Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать

27.10.2015 0 By

Состоялось очередное заседание Совета классных руководителей колледжа.

Присутствовали 18 молодых кураторов учебных групп. С докладом: “Организация работы кураторов” выступила председатель СКР Гасаналиева З.М.

 «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать»
                                                                                                                           И. Кант  

Работа куратора  группы колледжа:

заключается в создании таких условий, которые помогли бы студентам найти себя и свое место в студенческом коллективе и в социальной жизни. Куратор является организатором деятельности студентов в группе и координатором воспитательных воздействий. Именно он непосредственно взаимодействует как со студентами, так и с преподавателями.

Принцип гуманистической ориентации воспитания:

1)  добровольность включения студента в ту или иную деятельность;        

2)  вера каждого студента в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;  

3)  оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;     

4)  предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

5)  готовность студентов к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;         

6)   учет интересов студентов, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.        

В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:  

  • опора на активную позицию студента, его самостоятельность и инициативность;     
  • в общении со студентом должно доминировать уважительное отношение к нему;  
  • куратор должен не только призывать студента к добру, но и быть добрым; 
  • куратор должен защищать интересы студента и помогать ему в решении его актуальных проблем;   
  • поэтапно решая воспитательные задачи, куратор должен постоянно искать варианты их решения, которые в большей степени принесут пользу каждому студенту;       
  • защита студента должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности куратора;           
  • в группе и других объединениях студентов куратор должен формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства студентов.    

Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс:

  • взаимосвязь воспитательных задач колледжа и задач социального развития демократического общества;      
  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на активность студента;      
  • обеспечение комплекса социально-педагогической помощи студентам;     
  • ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;     
  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальные, региональные, типа поселения, особенности учебного заведения и т.п.);     
  • коррекция воспринимаемой студентами разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций;  
  • куратор должен корректировать негативное влияние на студента окружающей среды;     
  • все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.          

Принцип индивидуализации воспитания студентов предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого студента:

  • мониторинг изменений индивидуальных качеств в студенте;          
  • определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность студента;   
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого студента;       
  • учет индивидуальных качеств студента, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;          
  • предоставление возможности студентам в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.    

В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:    

  • работа, проводимая с группой студентов, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
  • успех воспитательного воздействия при работе с одним студентом не должен негативно влиять на воспитание других;

осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться только информацией об индивидуальных качествах; 

Принцип социального закаливания студентов:

предполагает включение студентов в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.    

  • проблемы отношений студентов надо решать со студентами, а не за них ;     
  • студент не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху – залог успешной жизни в дальнейшем;  
  • не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;   
  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;    

 нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.         

Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы способствовали социализации студента: 

Реализация принципа возможна при следующих условиях:     

  • выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и студентов;   
  • определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; 
  • развитие студенческого самоуправления, инициативы и самостоятельности студентов, создание разнообразных студенческих объединений; 
  • формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
  • неповторимость учебного заведения (каждый вуз должен иметь свое лицо);     
  • наличие отношений «ответственной зависимости» в среде педагогов и студентов.                            
  • колледж для студента должен быть родным, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
  • педагоги и студенты – члены одного коллектива – помогают друг другу;    
  • общая цель колледжа– цель каждого педагога и студента;     
  • необходимо реально доверять студентам, а не играть с ними в доверие;      
  • каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;     
  • равнодушный педагог рождает равнодушных студентов

Основное содержание деятельности куратора:

Воспитание студентов

 – Социальная защита

студента от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.    

 

Проектирование куратором содержания воспитания.

  • Основной формой взаимодействия куратора с учебной группой является кураторский час .
  • Кураторский час позволяет педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, побудить учащихся к формированию и выражению собственной позиции, делает воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным.

Функции кураторского часа:

  • Просветительская функция заключается в расширении кругозора учащихся, пополнении их знаний информацией, не нашедшей отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире.
  • Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенного отношения к объектам окружающей действительности, выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция дает информацию о мире, то ориентирующая помогает оценивать его, формирует у учащихся потребность анализировать и совершенствовать свою жизнь и самих себя.
  • Направляющая функция означает содействие учащимся в применении полученной информации и установок в реальной жизни. Обсуждаемые проблемы должны носить практическую направленность, а познание и оценивание мира завершаться «взаимодействием» с ним. Отсутствие практической направленности воспитательного часа, его связи с проблемами современности существенно снижает эффективность воспитательного воздействия на учащихся, создает благоприятную обстановку для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Формы кураторского часа:

  • Лекционные формы: «Публичная лекция», «Уроки замечательной личности», «Устный журнал», заочное путешествие и др.
  • Дискуссионные: «Беседа за круглым столом», «Круглый стол с острыми углами», «Открытая кафедра», «Открытый микрофон», «Сократовская беседа», «Философский стол», «Дискуссионные качели», ролевая игра «Суд над…», «Арбузник», «Ток-шоу», дебаты, конференция, литературная (музыкальная) гостиная и др.
  • Конкурсноигровые:  «Интеллектуальный аукцион», тематическая викторина, конкурсы (юмористические, музыкальные, творческие), брейн-ринг, клуб веселых и находчивых, «Театр-экспромт», «Турнир ораторов», «Поле чудес» и др.

Наиболее важные моменты при проведении любого кураторского  часа:

  • Вступление (обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели, задач)
  • Информация по проблеме (видеосюжет, выступление компетентного собеседника, сообщения учащихся или куратора по обсуждаемой проблеме из средств массовой информации, энциклопедических изданий, реальной жизни).
  • Самостоятельное исследование проблемы (проведение тренингов, анкетирования, конкурсов, выполнение соответствующих упражнений и заданий).
  • Обмен мнениями по проблеме (сопоставление собственных представлений с общественно-значимой нормой).
  • Рефлексия (обсуждение успешности мероприятия, принятие решений на будущее).
  • Ближайшее последействие (выполнение принятых решений, при необходимости возвращение к проблеме).
  • Час куратора рекомендуется проводить один раз в неделю, а в первые месяцы учебного года по необходимости. Примерная тематика часа куратора:
  • решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
  • обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
  • встречи с учебной частью;
  • проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
  • беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, колледжа

ФОРМЫ:

  • рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;
  • выступление специалиста;
  • встреча с интересным человеком, политиком, артистом, юристом и т. п.;
  • сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме;
  • элементы театрализации событий;
  • познавательная или развлекательная коллективная деятельность.
  • К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Студенты лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, кураторские часы на тему: “О самовоспитании”, “Что такое самообразование”, “Почему ты выбрал этот колледж?”, “Художественный вкус и мода”, “Об индивидуальности и индивидуализме”, “Молодежь и право”, “От прав подростка до прав студента”, “Как уберечь себя от чумы XXI века?” и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача куратора – оказать им помощь в подготовке выступления.
  • Второй вид кураторских часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и студентов. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит преподавателю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками или молодыми людьми. Под руководством преподавателя ребята готовят фрагменты  кураторского часа, педагог ведет кураторский час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных кураторских  часов: “О культуре внешнего вида”, “О красоте внутренней и внешней”, “Твори добро ради добра”, “Любовь, секс и современная молодежь”, “Как найти свое место в жизни?” и др.
  • Третий вид кураторских часов предполагает активную самостоятельную работу самих  студентов. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы – совет дела. Куратор вместе с данными студентами продумывает лишь идеи, общую композицию кураторского  часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами ребята, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов.
  • Выбор вида кураторского часа зависит от темы, содержания материала, возраста студентов, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей куратора, характера его взаимоотношений с обучающимися. Такие часы, как правило, посвящены датам календаря или традиционным студенческим праздникам (Татьянин день, посвящение в студенты, День святого Валентина, новогодний карнавал, вечера отдыха и т. д.).
  • Особо следует выделить те часы, когда перед учащимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы подростков (в ходе встречи с интересным человеком или специалистом они нашли ответы на внутренние вопросы, интересующие их по данной проблеме) и реализуют педагогические “замыслы” воспитателя. Подготавливая встречу, куратор создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече студентов, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.
  • определение темы часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
  • тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опыт учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
  • составление плана подготовки и проведения часа; следует предусмотреть привлечение обучающихся к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение молодых людей, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
  • подбор наглядных пособий и музыкального оформления (если они уместны для данного классного часа), подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
  • определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения кураторского часа;
  • выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности студентов.

План проведения кураторского часа:

  • Назначение вступительной части – мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. Время вступительной части ограничено до 5-7 минут. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.
  • Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.
  • В заключительной части важно создать у всех студентов чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у старших подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах СПО. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.

Формы проведения обзорных кураторских  часов Информ – дайджест

Еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из студентов, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали – отвечаем»

  • По заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студентами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.

«Информация +»

  • Ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом, + демонстрация наглядного материала.

Тематический кураторский  час

  • Более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи. Пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.

Формы проведения тематических кураторских  часов
Беседа «за круглым столом»

  • Форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовле­чением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом ин­формационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенно­го обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофраг­мента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мне­ниями. В заключение формулируются выводы по теме.

«Политическая дискуссия»

  • Тематический информационный час с це­лью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результа­те коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анали­зировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и нахо­дить пути их решения.

«Годы и люди»

  • Тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей науки и культуры у нас в республике, в стране и за рубежом.

«Годы и люди» – «Пресс-конференция»

  • Форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокорреспонденты» — берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

 

«Пресс-турнир»

  • Форма кураторского часа, позволяющая активизи­ровать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс – турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (руб­рикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных ма­териалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Пресс-турнир» «Информационный журнал»

  • Форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей стра­ны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спор­тивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация»

  • Форма кураторского часа, предполагающая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой семинар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн – ринг»

Форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период времени. Например, «Права молодежи в РФ Б, «Права молодежи в Беларуси», «Конституция РФ. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн – ринг» (англ. брейн – мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.

«Турнир-викторина»

  • Состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).