Положение о классном руководителе

«Утверждаю»

                                                                                   Директор ГПОБУ «РПК»

                                                                                    _____________Г.А. Айгунов

                                                                        1 сентября 2014г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о классном руководителе

ГПОБУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства.

Ключевая роль в выполнении воспитательных функций в образовательном учреждении принадлежит классному руководителю.

  1. Общие положения

1.1  Настоящее Положение определяет цели, задачи и функции классных руководителей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», с приказом Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 “Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений”.

1.2 Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в группе.

2. Цель и задачи деятельности классного руководителя

2.1  Цель воспитания – личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой и обществом.

2.2  Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.3  Задачи деятельности классного руководителя:

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого студента, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива группы;
  • формирование и развитие коллектива группы;
  • организация системной работы студенческого самоуправления студентами в группе;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • гуманизация отношений между студентами, между обучающимися с одной стороны и преподавателями и сотрудниками с другой;
  • ориентирование студентов на поиск нравственных смыслов и духовное развитие;
  • организация социально значимой, творческой деятельности студентов.

 
3.Функции классного руководителя

3.1.  Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи колледжа с семьей;
  • установление контактов с родителями, или иными законными представителями, оказание им помощи в воспитании;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом колледжа;
  • организация в группе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности студентов в рамках деятельности колледжа;
  • организация воспитательной работы со студентами;
  • учет и стимулирование  разнообразной деятельности студентов;
  • взаимодействие с каждым студентом и коллективом группы, в том числе в системе студенческого соуправления и самоуправления;
  • ведение документации (журнал классного руководителя, личные дела студентов, планирование и отчеты за семестр воспитательной работы классного руководителя,  ежемесячный отчет об  успеваемости и посещаемости занятий студентами и др.).

3.2.  Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление позитивных контактов между педагогическими работниками и студентами;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе группы;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3.3.   Аналитические:

  • изучение индивидуальных особенностей студентов и динамики их развития, составление на данной основе психологической и социальной характеристик группы и отдельно каждого студента;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива группы.

3.4.  Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого студента;
  • контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся,
  • контроль за участием в групповых, общеколледжных и других мероприятиях.
  • контроль внешнего вида студентов.

 

4.Формы работы классного руководителя

4.1В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы со студентами:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы студенческого самоуправления и др.);
  • коллективные (общественно-значимые дела, конкурсы, спектакли, концерты, слеты, фестивали, соревнования, походы, турниры и др.).

4.2   При выборе форм работы необходимо руководствоваться:

  • определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • принципами организации образовательного процесса, возможностями, интересами и потребностями студентов, внешними условиями;
  • обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности студентов.

 

  1. Содержание работы классного руководителя

5.1 Классный руководитель принимает во внимание уровень воспитанности студентов, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

5.2 Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности студента классный руководитель осуществляет взаимодействие всех участников образовательного процесса.

5.3 В процессе своей деятельности классный руководитель взаимодействует с преподавателями-предметниками, кураторами органов студенческого самоуправления и соуправления представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете, привлекает к совместной работе родителей обучающихся (законных представителей), вовлекает студентов во внеаудиторную работу, клубы, комиссии, секции, кружки.

5.4  Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность студента, процесс его адаптации в микросоциуме, координирует связь педагога-психолога с родителями (законными представителями), анализирует развитие коллектива группы, определяет творческие, интеллектуальные, познавательные возможности студентов.

5.5 Классный руководитель сотрудничает с кураторами студенческого самоуправления и соуправления, педагогом-организатором, воспитателем и комендантом общежития, способствует включению студентов в различные творческие объединения по интересам, способствует организации каникулярной работы.

5.6 Классный руководитель взаимодействует с социальным педагогом, организует социально значимую деятельность студентов, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

5.7 В своей работе классный руководитель заботится о здоровье студентов, способствует формированию отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения.

5.8 Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в группе, на отделении и колледже, традиционного опыта воспитания, степени педагогического воздействия, уровнем развития личности студента, сформированностью коллектива группы.

5.9  Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час как форма непосредственного общения со студентами, в ходе которого могут решаться моральные, нравственные и другие проблемы.

5.10  Тематический классный час проводится не реже 1 раза в месяц (первый вторник).

5.11 Классный руководитель играет ведущую роль во взаимодействии колледжа и родителей (законных представителей), организует консультационную работу с родителями по различным вопросам воспитания, обучения, соблюдения прав студентов.

5.12 Классный руководитель проводит родительские собрания, организует работу родительского комитета  и др. Родительское собрание проводится не реже 1 раза в год.

5.13  Классным руководителем регулярно ведется следующая документация: план работы на учебный год, журнал классного руководителя, социальный паспорт группы, отчет о работе  (за семестр).

 

  1. Критерии оценки деятельности классного руководителя

6.1 Основными группами критериев оценки функций классного руководителя являются деятельность и результативность.

6.2 Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (уровень проведения мероприятий, наличие системы воспитательной работы в группе, взаимодействие всех участников образовательного процесса в данной группе, а также с учебно-вспомогательным персоналом, различными социальными институтами).

6.3 Критерии результативности отражают уровень достижения студентами в социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины, их гражданской зрелости).

 

  1. Назначение и контроль за деятельностью классного руководителя
    7.1 Классный руководитель назначается с согласия работника приказом руководителя колледжа, кандидатуры классных руководителей предварительно рассматриваются на  педагогическом совете.

7.2  Контроль деятельности классного руководителя осуществляют: заместитель директора по учебной работе, заведующий отделом по воспитательной работе, руководитель методического объединения классных руководителей.