Положение о самостоятельной работе

                                                                                                                        Утверждаю

Директор ГПОБУ «РПК»

____________ Г.А. Айгунов

1 сентября 2014 г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ  В ГПОБУ «РПК»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Положение о самостоятельной работе студентов ГПОБУ «РПК» разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000г. №16-52-138 ин/16-13, в которых определяется, что самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Положение определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

1.2. Самостоятельная работа студентов (СРС) может рассматриваться как организационная форма обучения – система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность студентов по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи.

1.3. Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
  • развития исследовательских умений;
  • выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.

1.4. В учебном процессе среднего специального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;
  • внеаудиторная.

1.5. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

1.6. Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.7. Самостоятельная работа студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами должна составлять не менее 30% времени (очная форма обучения), предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учётом рекомендаций Министерства образования Российской Федерации по количеству часов аудиторных занятий в неделю.

1.8. Самостоятельная работа студентов включает в себя:

  • подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным, Интернет-конференциям и др.) и выполнение соответствующих заданий;
  • самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
  • подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;
  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;
  • подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам;
  • подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы;
  • работу в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т.п.;
  • участие в работе факультативов, спецсеминаров и т.п.;
  • участие в научной и научно-методической работе колледжа;
  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;
  • другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой колледжем и органами студенческого самоуправления.

1.9. Самостоятельная работа, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется студентами инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

1.10. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.

1.11. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

  • в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;
  • в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

2.1. Для организации СРС необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;
  • мотив к получению знаний;
  • наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению СРС, технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута студента, доступа в сеть Интернет;
  • наличие web-страницы каждой предметно-цикловой комиссии на сайта колледжа;
  • система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь, в том числе взаимодействие в сети Интернет;
  • наличие помещений для выполнения групповых самостоятельных работ.

2.2. Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

В частности, материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы студентов включает в себя:

  • библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
  • учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий и методического центра;
  • компьютерные классы с возможностью работы в INTERNET;
  • учреждения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
  • аудитории (классы) для консультационной деятельности;
  • учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учетом увеличения доли самостоятельной работы студентов, и иные материалы.

2.3.  Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.

 

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1. Планирование СРС осуществляется на основе определения научно-обоснованных нормативов времени на выполнение всех видов учебных заданий по каждой дисциплине.

3.2. При составлении учебных планов  колледжем определяется:

  • общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом, и объемом времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).

3.3. Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине, осуществляется преподавателем. Преподавателем учебной дисциплины эмпирически определяется затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания: на основании наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы, опроса студентов о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента их расчета знаний и умений студентов. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине.

3.4.  Предметные (цикловые) комиссии на своих заседаниях рассматривают предложения преподавателей по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины, и устанавливают время внеаудиторной самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки студента, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения методических  комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

3.5. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине при планировании содержания внеаудиторной самостоятельной работы преподавателем устанавливается содержание и объем теоретической  учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на внеаудиторную самостоятельную работу, определяются формы и методы контроля результатов.

3.6. График СРС включает обязательные и рекомендуемые виды самостоятельной работы.

3.7. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.

3.8. Объем планового времени на самостоятельную внеаудиторную работу определяется на основе учета общего лимита времени, но не выходящего за рамки 54-часовой учебной недели, включающей аудиторные и внеаудиторные виды учебной работы.

3.9. Студентам, перешедших на индивидуальный план, предоставляются технологические карты прохождения индивидуального образовательного маршрута по каждой дисциплине, составляется индивидуальный график самостоятельной работы.

3.10. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;

  • Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
  • Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера.

3.11. При планировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие типы самостоятельной работы:

  • воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
  • реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;
  • эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
  • творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.

3.12. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности студента.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  СТУДЕНТОВ

4.1. Организационно-методическое обеспечение СРС включает разработку и проведение комплекса мероприятий по планированию и организации СРС:

  • планирование СРС (на всех уровнях от преподавателя до администрации  колледжа);
  • обеспечение информационной поддержки СРС: учебной литературой, методическими пособиями, компьютерной техникой, полезными Интернет-ссылками, электронными книгами и пособиями, электронными информационными ресурсами, автоматизированными обучающими системами и программами;
  • создание виртуальных лабораторий, учебно-лабораторной базы и ее оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по данным курсам изучаемых дисциплин;
  • создание необходимых условий для СРС в библиотеке.

4.2. Активизация самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий включает:

  • переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСТов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся.
  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий, электронных образовательных ресурсов;
  • совершенствование системы текущего контроля СРС (использование возможностей балльно-рейтинговой системы, компьютеризированного тестирования и др.);
  • совершенствование методики проведения профессиональной практики и учебно-исследовательской работы студентов;

4.3.   Разработка нормативных документов по организации и планированию СРС включает:

  • разработку положения о самостоятельной работе студентов;
  • разработку технологической карты образовательных дисциплин с учетом графика самостоятельной работы студентов;
  • разработку технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута студента, структурно-логической схемы учебной дисциплины с включением всех видов СРС и других организационно-методических материалов.

4.4. Работа по учебно-методическому обеспечению СРС в  колледже под руководством заместителя директора по УМР включает:

  • отбор учебного содержания для самостоятельного изучения;
  • определение видов самостоятельной работы;
  • разработку методических указаний (в целом по курсу или отдельно для организации СР) по выполнению студентами заданий по СР;
  • определение приемов контроля результатов СРС.

  

  1. РУКОВОДСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ  СТУДЕНТОВ

5.1. Руководство СРС осуществляют преподаватели колледжа..

5.2. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж (виртуальный инструктаж) по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

5.2. Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

5.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов,  на занятиях в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

5.4. В функции методических комиссий  входит:

  • подготовка пакета необходимых для СРС материалов, в том числе электронных, по всем дисциплинам и специальностям, обеспечиваемым методическими комиссиями;
  • отслеживание обеспеченности учебниками и учебными пособиями, в том числе на электронных носителях, всех курсов, преподаваемых в колледже;
  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС каждым преподавателем колледжа ;
  • подготовка и издание программ учебных курсов, методических указаний для СРС, электронных учебников и учебных пособий;
  • реализация мониторинга, в том числе виртуального, СРС по учебным дисциплинам.

5.5. В функции преподавателя входит:

  • разработка плана СРС по учебному курсу;
  • определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на СРС;
  • подготовка пакета четких контрольно-измерительных материалов и определение периодичности контроля;
  • определение системы индивидуальной работы со студентами;
  • своевременное донесение полной информации о самостоятельной работе до студентов.

5.6. В функции учебно-методического объединения входит:

  • отслеживание обеспеченности учебной и учебно-методической литературой для СРС библиотеки колледжа ;
  • осуществление контроля соблюдения нормативов при планировании СРС.

  

  1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ  (МОНИТОРИНГ) САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Психолого-педагогическая сущность мониторинга самостоятельной работы выражается в организации и корректировке учебной деятельности студентов, в помощи при возникающих затруднениях.

6.2. Контроль СРС предусматривает:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;
  • объективность контроля;
  • валидность контроля (соответствие предъявляемых заданий тому, что предполагается проверить);
  • дифференциацию контрольно-измерительных материалов.

6.3. Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);
  • решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;
  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
  • представленный текст контрольной работы;
  • отчёт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур, и т.п.;
  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
  • рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
  • отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
  • статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании и т.п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации колледжа;
  • представление изделия или продукта творческой деятельности студента.

6.4. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы Интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.

6.5. Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов могут быть опубликованы на сайте колледжа, в специализированных студенческих или научных, научно-методических изданиях, апробированы на научно-практических студенческих конференциях.

6.6. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).

6.7. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентов учебного материала;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

 

 

 

Примерные нормы времени для реализации самостоятельной работы

 

Вид самостоятельной работы

Норма времени (ч)

Примечание

I. Работа с лекционным материалом

   

Работа над конспектом лекции

0,2

1 лекция

Доработка конспекта лекции с применением учебника, методической литературы, дополнительной литературы, конспектирование источников

2

1 лекция

Составление вопросов по прочитанной лекции/учебнику

0,5

1 лекция

Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов

3-6

 

II. Работа с литературными источниками

 

 

Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы

2-4

1 статья

(до 10 стр.)

Поиск необходимой информации в глобальной сети Интернет

1

 

Работа со словарем, справочником

1

 

Составление тезисов

1-2

 

Составление аннотации

1-2

 

Написание реферата

6

1 реферат

(до 20 стр.)

Написание эссе

1-2

 

Написание сочинения

3

 

Составление:

   

– тезауруса

1

10 терминов

– хронологической таблицы

2

 

– словаря персоналей,  глоссария

1

10 персоналий

– плана текста

1

 

– рецензий и отзывов на прочитанный материал

2

 

– обзора публикаций по теме

2

 

– библиографического списка

2

10-20 источников

Подготовка:

   

– доклада, написание тезисов доклада

3

10-20 минут

– доклада к конференции

10

 

– сообщения

2

5-10 минут

– тезисов к публикации

2

 

Ответы на вопросы по тексту

0,5-1

 

Сравнительный анализ текстов

1-2

 

Прослушивание учебных аудиозаписей, просмотр видеоматериала

2

 

Выполнение аудио и видеозаписей по заданной теме

2-4

 

Подбор цитат, афоризмов по изучаемой теме

1

5 штук

Подбор пословиц, поговорок по изучаемой теме

0,5

5 штук

Подбор литературы, диагностик, игр, упражнений и т.д.

2-3

 

III. Визуализация материала

   

Составление:

   

– схемы

0,5-1

 

– графика

0,5-1

 

– таблицы

0,5-1

 

– кроссворда

2

30 слов

– картотеки (цитат, художественного слова, музыкальных или литературных произведений, игр и упражнений, диагностических методик, литературы и т.д.)

2

10 карточек

Разработка:

   

– буклета

3

 

– памятки

2

 

– модели

2

 

– проекта

8-10

по теме, разделу

– наглядных пособий

2

на 1 пособие

– технологической карты

2

 

– задания в тестовой форме

2

 

Подготовка:

   

– плаката

4

 

– газеты

3

 

– экспозиции

2

 

– к выполнению изделия, подбор материала, подготовка инструмента и т.д.

1

 

Выполнение чертежа и эскиза изделия

2

 

Изучение аналогов продукта

2

 

Изучение инструкционной и технологической карты

1

 

Создание презентации

4-6

 

IV. Практические и лабораторные работы

   

Подготовка к практическому занятию

1-1,5

 

Решение педагогических ситуаций

0,5

 

Решение задач и упражнений, ответы на вопросы, задания в тестовой форме

0,5

 

Выполнение опыта и составление отчета по нему

1

 

Выполнение расчетно-графических работ

2-3

 

Составление вариативных заданий по образцу и обратных задач

0,5-1

 

Подготовка к проведению фрагментов занятий, внеклассных мероприятий и т.д.

2

 

Анализ художественных произведений и т.д.

1

 

V. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся (студентов)

   

Участие в научно-исследовательской работе

2

в неделю при наличии темы

Выполнение:

   

– домашней контрольной работы

20

 

– курсового проекта (работы)

50-80

 

– расчетов по проекту

20

 

Апробация методов научного исследования:

   

– опрос (анкетирование, беседа, интервьюирование)

2

 

– наблюдение

3

 

– эксперимент

2

 

– тестирование

2

 

VI. Подготовка к контролю знаний:

   

– к опросу (устному, письменному)

1

 

– к контрольной работе (задания в тестовой форме, диктанты и т.п.)

1

 

– к выполнению лабораторной работы, оформлению отчета

1-2

 

– к зачету

8

 

– к семинарскому занятию

2 – 4

 

– к экзамену

20

 

VII. Консультации:

   

Консультация по сложным, непонятным вопросам

0,3